Yuriy Smityuk (smitsmitty) wrote,
Yuriy Smityuk
smitsmitty

Categories:

322 авиаремонтный завод в Приморском крае



Открытое акционерное общество "322 Авиационный ремонтный завод" является ведущим предприятием по ремонту самолетов и вертолетов государственной и гражданской авиации в Дальневосточном регионе. Производственные площади предприятия располагаются в Уссурийском, Спасск-Дальнем и Артемовском районах Приморского края.
--
Репортаж о заводе под катом.


История завода ведет свое начало с тридцатых годов прошлого века, когда осложнилась обстановка на Дальнем Востоке. В то время японские милитаристы создавали плацдарм на Корейском полуострове, в непосредственной близости к Приморью, и советская сторона приняла адекватные меры, наращивая дальневосточную группировку войск, в том числе авиационную составляющую. Разумеется, нужны были специалисты для ремонта и восстановления авиатехники.

1.

Рабочие во время ремонта штурмовика Су-25 "Грач" в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
2.

В августе 1936 года в селе Хороль при 48-й авиабригаде были сформированы ремонтные мастерские, ставшие затем стационарными авиаремонтными мастерскими армейского подчинения.

Создание их шло под руководством военного инженера З-го ранга Ивана Сидоровича Москаленко. Личный состав состоял тогда из 60 военнослужащих и трех гражданских специалистов. В годы Великой Отечественной войны перед авиаремонтным предприятием встала необходимость провести реконструкцию производства, укрепить цеха кадрами. Из строевых частей на Дальнии Восток были направлены 80 авиационных специалистов: авиамехаников, авиамотористов, окончивших специальные школы.

3.

Почти одновременно по спецпризыву на предприятие прибыли 50 выпускников средних школ, в том числе 16 девушек. Пополнили коллектив и специалисты с высшим образованием, имевшие опыт работы на заводах и фабриках. В авиационные части, располагавшиеся на аэродромах в Хороле, Лучках и других, поступало большое количество самолетов Ил-2, требовавших ремонта и доработки. Специалисты цеха вооружения и девушки-прибористки проводили эти работы непосредственно на аэродромах.

4.

Летом 1943 года в авиагарнизоне Камень-Рыболов открылся филиал авиаремонтных мастерских. В то же время у аэродрома Хороль построили цех по ремонту самолетов Ил-2, рядом с ним появилось производство по техническому обслуживанию автотранспорта. С пуска самолетного цеха намного улучшились условия работы авиаремонтников: увеличились производственные площади, предприятие ввело в действие свою небольшую котельную, что было очень важно в условиях сурового дальневосточного климата.

5.

6.

В сентябре 1944 года авиационные ремонтные мастерские были передислоцированы в Воздвиженку и переименованы в авиационную ремонтную базу. Передислокация прошла организованно, в короткие сроки установили оборудование, и уже в конце ноября ремонт самолетов шел в полном объеме. В боевые части строго по графику возвращались отремонтированные с высоким качеством авиатехника, авторанспорт, самолетные двигатели, различные агрегаты. В таком рабочем ритме дальневосточные авиаремонтники в мае 1945 года встретили Великую Победу.

7.

8.

Не обошлось без ремонтников и во время разгрома японских милитаристов на Дальнем Востоке. Так, в августе - сентябре 1945 года выездная бригада во главе со старшим лейтенантом Перетрухиным на аэродромах непосредственно в районах военных действий производила необходимым ремонт самолетов сразу после боевых вылетов. В 1946 году ремонтная база получила благодарность от Верховного Главнокомандующего, а весь ее личный состав был награжден медалями «За победу над Японией».

9.

После войны впервые в истории завода началось освоение ремонта реактивной авиационной техники, принципиально новом для того времени. Одновременно шло капитальное строительство новых производственных корпусов, жилых домов, объектов социального назначения. И вот уже в 1953 году поднялся в воздух первый отремонтированный в Воздвиженке реактивный истребитель МиГ-17. Эта более совершенная, с улучшенными летными характеристиками машина пришла на смену предыдущей - МиГ-15. Сдача самолета заказчику с первого предъявления стала на предприятии значимым событием.

10.

Сотрудница предприятия во время ремонта штурмовика Су-25 "Грач" в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
11.

Стремительно развивающийся технический прогресс потребовал очередных преобразований: база постепенно сокращала работы по ремонту истребителей МиГ-17 и переходила на ремонт более сложной техники - самолетов Су-7, Су-9. К 1960 году предприятие было достаточно обеспечено производственными мощностями и кадрами. Когда появились самолеты следующих поколений, заводчане успешно начали осваивать ремонт фронтового истребителя МиГ—21, который большинство авиационных специалистов впоследствии признают лучшим реактивным истребителем. К концу 1975 года на предприятии ежемесячно производился выпуск 3-4 самолетов МиГ-21 с различными циклами ремонта.

Фронтовой бомбардировщик Су-24М в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
12.

Специалист предприятия во время проверки качества ремонта авиационных деталей в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
13.

А когда на смену самолетам МиГ—21 в ВВС начала поступать авиационная техника третьего поколения, ремонтники по-прежнему были на высоте, успевая за техническим прогрессом. Так, в начале 1980-х годов завод начал ремонтировать самолеты Су-24М (МР), в 1986 году новой страницей стало освоение ремонта фронтового истребителя МиГ-23 — тогда одного из новейших в мире боевых самолетов третьего поколения. Целые полки строевых частей Дальнего Востока летали на самолетах, получивших вторую жизнь на Воздвиженском заводе.  В конце 1980-х годов страна и ее Военно-воздушные силы переживали сложный и неоднозначный период.  С одной, стороны,  на вооружение начала  поступать новая авиационная техника - самолеты Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Ту-160‚ с другой - изменились приоритеты государственного развития, сократились оборонные заказы.

14.

На заводе наступили трудные времена: рабочая неделя сократилась до двух дней, руководство отправляло людей в вынужденные отпуска, заработная плата выдавалась с большими задержками. Но завод выстоял. Более того, его реконструировали, что позволило увеличить производственные площади, модернизировать оборудование. Необходимость поддержания боеготовности авиационных частей на Дальнем Востоке с учетом меняющегося самолетного парка потребовала расширения номенклатуры ремонтируемых машин.

15.

С 1995 года завод стал принимать в ремонт самолеты Су-24М. Несмотря на то, что ВВС России объявили в 1996 году о прекращении закупок фронтовых бомбардировщиков Су-24, эти машины еще долго будут нести службу в составе как российской Фронтовой авиации, так и ВВС других стран, а значит, потребуется их ремонт. В 1997 году завод приступил к серийному ремонту самолетов Су-25, обеспечив в полной мере полномасштабные работы по ремонту планера, агрегатов и систем штурмовика. Первый отремонтированный самолет Су-25 вышел на испытания в январе 1999 года А до этого, в 1998 году, завод приступил к приему в ремонт фронтового истребителя Су-27.

16.

За период освоения его ремонта заводские рационализаторы внедрили около 30 новых технологических процессов, направленных на повышение качества ремонта Су-27. На заключительной, наиболее сложной и ответственной стадии ремонта истребителя — стадии регулировки, отработки, наземных и летных испытаний - потребовалась предельно напряженная работа всего коллектива  Это также были сложные времена  (впрочем, когда они были для ремонтников простыми?!).

Истребитель Су-27 в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
17.

Так, руководству завода пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить потенциальных заказчиков производить ремонт авиатехники именно в Воздвиженке, восстановить потерянные связи с поставщиками материалов и запасных частей.  Зато потом ситуация изменилась кардинально, наметился рост заказов.  На предприятии успешно производились летные испытания и сдача самолетов Су-27 в строевую часть.

18.

19.

К 2000 году сеть авиаремонтных предприятий ВВС России в целом могла обеспечивать ремонт 19 типов самолетов и вертолетов. Потребовалась четкая переориентация     производств с учетом географического расположения, имеющегося опыт, Технических возможностей, экономической целесообразности.

20.

Именно в этот период 322-й авиаремонтный завод обрел статус федерального государственного унитарного предприятия, находящегося в структуре единой ремонтной сети ВВС России. Здесь необходимо отметить, что после всех прошедших перемен ремонтная сеть ВВС кардинально изменилась: из 62 авиаремонтных заводов. существовавших на территории СССР, в России сохранились лишь 23.

21.

22.

Многие предприя остались в бывших союзных республиках либо прекратили свое существование или перепрофилировались. Структурная реформа авиаремонтной отрасли России изначально была связана с формированием региональных центров.  На сегодняшний день выделяются четыре таких центра. Один из них — Дальневосточный — объединил три завода и взял на себя обслуживание Фронтовой авиации, которая эксплуатируется на территории от Урала до Камчатки.

23.

Истребитель Су-27 в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
24.

25.

26.

Истребитель Су-27 в цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
27.

В созданную в период с 2000 по 2002 год структуру  вошли 322-й АРЗ (Воздвиженка),  388-й АРЗ (Спасск - Дальний) и завод «153-й АРЗ» МА ВМФ (Кневичи). Слияние предприятий дало возможность расширить номенклатуру ремонтируемой авиатехники при меньших затратах. В 2007 году в связи с реформированием предприятие стало открытым акционерным обществом.  В соответствии с Указом Президента РФ от 15 сентября 2008 года «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», ОАО «322-й Авиационный ремонтный завод» вошло в число дочерних обществ ОАО «Авиаремонт».

28.

29.

Сегодня предприятие является ведущим по ремонту самолетов и вертолетов государственной авиации в Дальневосточном регионе. Это обусловлено высоким уровнем технологического процесса, современной производственной базой, эффективной системой пооперационного контроля. Вблизи от основных производств расположены федеральная автомобильная трасса Хабаровск - Владивосток, аэродромы первого класса Воздвиженка и Кневичи, железнодорожные станции, морской порт - это очень важно для получения и отправки грузов в кратчайшие сроки.

30.

Головное предприятие в Воздвиженке представляет собой современный авиаремонтный комплекс, обеспечивающий ремонт на высоком технологическом уровне. Подтверждением гарантии стало получение предприятием лицензии Российского авиационно-космического агентства на право выполнения ремонта авиационной техники как военного, так и гражданского назначения. Завод сертифицирован в системе государственной авиации на осуществление ремонта разных типов авиатехники.  Такой комплекс задач решается благодаря кооперации с другими родственными предприятиями страны. Особые взаимоотношений у воздвиженских авиаремонтников сложились с Комсомольским на—Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО), Иркутским авиационным заводом НПК “Иркут” , Новосибирским авиационно-производственным объединением им. Чкалова.

31.

А в период освоения ремонта самолетов-штурмовиков Су-25 началось плодотворное сотрудничество предприятия с ОАО «ОКБ Сухого». Неоценимую помощь в поставках запасных частей для самолетов  оказывает ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод». В организации летных испытаний навстречу авиаремонтникам всегда идет З-е командование ВВС и ПВО и командование морской авиации Тихоокеанского флота.  На сегодняшний день предприятие может выполнять ремонт Су-24М(МР), Су-25(БМ,УБ). Су- 27С(УБ), МИГ-31, Су-17, Як-52. Вертолетов Ка-27ПС(ПЛ), Ка-29. Более того, имеющееся на предприятии специальное технологическое оборудование позволяет дополнительно производить ремонт агрегатов и систем самолетов МиГ- 23, МИГ—27, Ту-22МЗ, а также самолетов гражданской авиации Ту-154, Ил-76 и Як-40.

32.

Сотрудницы предприятия во время окрашивания истребителя Су-27 в покрасочном цехе 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
33.

34.

35.

36.

Приоритетными направлениями деятельности предприятия в Дальневосточном и Сибирском регионах России на сегодняшний день являются ремонт и сервисное обслуживание авиационной техники, в том числе модернизированной, в интересах З-го командования ВВС и ПВО (г. Хабаровск); морской авиации ТОФ, командования авиации Федеральных органов исполнительной власти в регионе - ФСБ, Таможенного комитета (города Владивосток, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский), авиации РОСТО (города Якутск, Благовещенск, Хабаровск, Арсеньев), авиакомпаний Дальнего Востока.


37.

38.

Фронтовые бомбардировщики Су-24М перед ремонтом на территории 322-го Авиаремонтного завода в Приморском крае.
39.

--
Текст: Официальный информационный буклет 322-го Авиаремонтного завода. 2015.

--
Тематические посты в моем блоге проще всего смотреть по тэгу производство.

Репортажи про авиастроение в Приморском крае можно посмотреть по тэгу ААК «Прогресс».

--
Спасибо за внимание!
--
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
smitsmitty

Tags: авиа, приморье, производство, репортаж
Subscribe

Posts from This Journal “авиа” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments