Yuriy Smityuk (smitsmitty) wrote,
Yuriy Smityuk
smitsmitty

Categories:

Город в городе: Дальзаводу исполнилось 130 лет. Часть 1.



Крупнейший судоремонтный завод на Дальнем Востоке отмечает юбилей. 130 лет назад закладка первого дока Механического завода в бухте Золотой Рог позволила основать на берегах форпоста адмиралтейство.

Сегодня Дальзавод является главной ремонтной базой надводного и дизель-электрического подводного Флота России на Тихом океане и обслуживает более двухсот судов в год, активно модернизирует мощности и бережно реконструирует наследие прошлого.

Этот фоторепортаж состоит из двух частей. Под катом фотографии снятые в период с 2013 по 2017 года. Вашему вниманию первая часть материала.



Справка от VL.ru:

В 1887 году для обеспечения ремонта и поддержания боевой готовности кораблей на территории Военного порта Владивостока началось строительство артиллерийских и минно-торпедных мастерских, которые в дальнейшем были известны как Механический завод. Датой образования считается 26 октября 1887 года. Стройка длилась больше 20 лет, и после предприятие еще десяток лет работало единым комплексом.



Первым каменным зданием будущего Дальзавода стало здание Механического завода, где располагались слесарные мастерские и управление. Впрочем, большинство исторических зданий завода не только сохранились до настоящего времени, но и по-прежнему служат верой и правдой многочисленным мастерам предприятия. Так, здание цеха № 6 в 1909 году в Париже на выставке проектов получило серебряную медаль. Через год приземистый цех красного кирпича с высокой арочной крышей построили. Сегодня столетнее здание имеет статус памятника.

Практически сразу после основания завода началось строительство доков – плавучего и сухого. На закладке сухого дока присутствовал цесаревич Николай, в честь которого огромное сооружение и было названо.

На заре СССР рабочие Механического завода восстанавливали хозяйство. В эти годы пришлось не только ремонтировать военные корабли, но и клепать железнодорожные вагоны, варить мосты и чинить сельскохозяйственное оборудование.






В 1919 году Механический завод было решено разделить на два предприятия. Ремонтные мастерские стали гражданским «Совторгфлотом» и позже были преобразованы в 178-й судоремонтный завод, и собственно легендарный «Дальзавод», служивший ремонтной мастерской для военного флота. Здесь не только развивался судоремонт, но также начались активная поддержка молодых специалистов и освоение новых профессий. На заводе появился первый сварочный аппарат – открыли специальности электросварщика в Дальневосточном политехническом институте, судоремонт и судостроение и еще несколько факультетов высшего образования.

До начала Великой Отечественной войны на мощностях завода было произведено около тысячи судов, рыбодобывающих и вспомогательных, моторных и парусных. В 1930 году на Дальзаводе было построено первое в России цельносварное судно. В годы войны на предприятии был склад боеприпасов и оружия, а рабочие освоили строительство и ремонт подводных лодок и кораблей. За военные годы на Дальзаводе достроили 85 подводных лодок – их железной дорогой везли с запада страны.

2 июня 1945 года Дальзавод наградили орденом Ленина, орденами и медалями – более 300 рабочих завода. В послевоенные годы до самого распада СССР на заводе активно строили и ремонтировали огромную рыбодобывающую флотилию – сейчас столько судов на Дальнем Востоке и нет. Были здесь и сейнеры, и траулеры, и плавзаводы. Китобои и краболовы ремонтировались только на местных причалах.




В перестроечные годы завод выживал, как и все оборонные предприятия: изготавливали несвойственные товары, чинили мебель и пытались выполнять оборонный заказ. Ремонтировали крейсера и подводные лодки, но людей практически не было. В «тучные» годы на заводе трудилось более 20 000 человек. Были свои детские сады, дома отдыха, профилактории, магазины, общежития. Возвращать былую мощь начали несколько лет назад. Сейчас на заводе трудится около 3500 человек.

Новые лаборатории, новая столовая, реконструкция старинных зданий – бережно, кирпичик к кирпичику – все делается за счет собственной прибыли завода. Государственных субсидий нет. Обеспечение гособоронзаказом позволяет прибыль получать. Так и проходит модернизация завода – где поэтажно, где частично. В серьезных масштабах ремонт идет последние три года.

Несколько станков в цехах – ровесники самого завода. Закупались в Англии и Германии, в военные годы поступали по ленд-лизу, а позже – транспортировались «трофеями» из той же Германии. Станки на ременных тягах полностью готовы к работе. В шестом цехе старинный станок по ремонту корабельных валов поставили в одну линию с современным. Теперь можно чинить вал длиной до 40 метров. Старинное оборудование уникально – сейчас такого и не найти. Все станки, которые предполагается задействовать в производстве, остаются на своих местах. Если прямо сейчас оборудование не нужно, его консервируют и при необходимости быстро приводят в рабочее состояние.




Предприятие занимается ремонтом и сервисным обслуживанием боевых кораблей. Проводят дефектовку, ремонт и так называемую глубокую модернизацию. В царском сухом доке на ремонте сейчас БПК «Маршал Шапошников». Ему обновляют оборудование и ремонтируют корпус. Параллельно с ремонтом корабля ремонтируется и сам док. Сейчас сделали новую опалубку, привели его в порядок «косметически». Док от воды отделен батопортом – плавучим затвором, который при необходимости открывается, заполняя пространство дока водой. В год обслуживается около 250 кораблей и судов, причем не только военных, но и вспомогательных и гражданских.



В собственности завода два дока сухих и два плавучих. Еще два арендуются в бухте Диомид. Этих мощностей хватает на обслуживание флота. Недавно вышел из дока «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса. Он помимо ремонта корпуса и машин получит еще новый исследовательский комплекс – спутниковую связь, станции космического наблюдения. Вместе с Дальзаводом работает около ста предприятий военно-промышленного комплекса.



Комплексную модернизацию завода планируют завершить к 2019 году.

Рабочий в механомонтажном цехе №6


Любовь Кошкарева. Газосварщик пятого разряда трубопроводного цеха №1. Работает на предприятии с 1959 года.




Корабль-музей "Красный вымпел", входящего в состав мемориального комплекса "Боевая слава Тихоокеанского флота", после докового ремонта в центре судоремонта "Дальзавод" 17.06.2014.




Специалист  МГТУ им. Баумана в эллинге спасательного судна "Алагез" во время проверки работоспособности глубоководного спасательного аппарата АС-30, входящего в состав аварийно-спасательного отряда Тихоокеанского флота на территории AO «Центр судоремонта "Дальзавод"»


Колонна AO «Центр судоремонта "Дальзавод"» во время празднования Дня города во Владивостоке


Дизель-электрическая подводная лодка на ремонте в плавучем доке  AO «Центр судоремонта "Дальзавод"»


Панорамный вид на бухту Золотой Рог и АO «Центр судоремонта "Дальзавод"»


Спасательное судно ТОФ "Алагез"


Танкер "Сахалин"




Танкер ледового класса "РН Сахалин" во время финального этапа достройки у пирса Центра судоремонта "Дальзавод". Судно водоизмещением 3100 тонн, предназначенно для доставки 4 различных видов топлива одновременно во все точки Дальневосточного региона и бункеровки судов.


Турбодизельный цех (№9). Работы на участке высокооборотных дизелей


Турбодизельный цех (№9). Работы на участке балансировочных станков. Евгений Козловский – слесарь судоремонтник




Турбодизельный цех (№9):














Вид территорию AO «Центр судоремонта "Дальзавод"»


Механомонтажный (Цех №6)








Котельный (Цех №5)










Инструментальный цех №23


Ремонтный Цех №32








Турбодизельный цех (№9)


















Корабль космической связи «Маршал Крылов» в сухом доке цеха №19.На корабле завершился первый этап модернизации. После ремонта он будет принимать участие в обеспечении пусков ракет-носителей с космодрома Восточный. Судно измерительного комплекса (СИК) «Маршал Крылов» - единственное подобного класса в составе ВМФ России.


Механомонтажный (Цех №6)






Инженеры-гидроакустики в лаборатории AO «Центр судоремонта "Дальзавод"»


Лаборант AO «Центр судоремонта "Дальзавод"»


Цех плавсредств. Начальник дока №10 Анатолий Концевич


Котельный цех (№5)


Цех плавсредств. Начальник среднего дока №54 Игорь Потапов


Начальник трубопроводного цеха №1 Юрий Кашуба


Газосварщик пятого разряда трубопроводного цеха №1 Любовь Кошкарева




Сотрудник Отдела обучения и развития AO «Центр судоремонта "Дальзавод"» Михаил Готенко во время реставрации макета судна, выпускаемого на предприятии в совецкие времена.


Большой противолодочный корабль ТОФ во время ремонта в сухом доке цеха №19












Крановщики на пирсе AO «Центр судоремонта "Дальзавод"»


Кузнечно-литейный цех




Конструкторский отдел входящий в инженерный центр AO «Центр судоремонта "Дальзавод"»


Кузнечно-литейный цех:




Продолжение вечером.

--
Тематические репортажи:

Это не просто детский кружок- это настоящее КБ!



Можно смело утверждать, что Валентин Гуляев — и старший матрос, и адмирал одновременно. Первое звание он получил во время срочной службы, а второе заслужил делом всей своей жизни. Он много лет строит действующие модели субмарин и сейчас учит этому ребят в кружке «Подводная лодка».

В канун Дня подводника, который в России отмечается в воскресенье, 19 марта, мы заглянули в Центр детского творчества к Валентину Гуляеву и своими глазами увидели, как появляются на свет миниатюрные «атомоходы».



--
Спасибо за внимание!
--
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
smitsmitty

Tags: Дальзавод, ТОФ, владивосток, флот
Subscribe

Posts from This Journal “флот” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments